?

Log in

No account? Create an account
Татарстан станет вторым Кавказом: «Вилаят Идель-Урал» - mizantrop83 [entries|archive|friends|userinfo]
mizantrop83

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Татарстан станет вторым Кавказом: «Вилаят Идель-Урал» [Apr. 8th, 2011|11:17 pm]
mizantrop83

Появление в Интернете сайта «Вилаята Идель-Урал» («Волго-Урал»), о создании которого еще в 2010 г. провозгласил лидер т.н. «Имарата Кавказ» Доку Умаров, стало лишь печальным подтверждением самых опасных прогнозов, о которых говорили уже давно эксперты. Еще 2 декабря 2010 г. на республиканском научно-практическом семинаре «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия» заведующая сектором Кавказа Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина констатировала тот факт, что «исламисты, ведущие вооруженную борьбу против российского государства на Северном Кавказе, все чаще призывают к расширению «джихада» на Поволжье и конкретно Татарстан». Эта тенденция окончательно оформилась в последние два года, совпав с качественными изменениями, наблюдающимися в татарстанском мусульманском сообществе. Угроза перехода татарстанских салафитов от слов к делу представляется достаточно серьезной: именно сейчас абстрактные обещания стали конкретизироваться в пространных материалах салафитских пропагандистов, делающих ставку на татар и башкир.


Но тогда мало, кто придал серьезное значение словам эксперта, более того, появились такие, кто стал высмеивать подобные прогнозы, делая ссылки на менталитет мусульманских народов Урало-Поволжья, что, дескать, татары и башкиры – это не кавказцы, а значит им, мол, не свойственен воинственный дух горцев. Однако ситуация сегодня такова (и это опять же приходится, к сожалению, лишь констатировать), что кавказские ваххабиты свои обещания сдерживают: Доку Умаров обещал создать вилаят своего «государства» в Поволжье и Урале, то, как мы видим, он обещание сдержал, пусть хоть этот самый «Вилаят Идель-Урал» появился пока что виртуально. Однако, скорее всего, по логике фундаменталистов должно последовать реальное наполнение реальными людьми этого «вилаята», что означает на практике появление вооруженного бандподполья.


В условиях Татарстана появление ваххабитского «леса», куда могла бы уйти татарская, зараженная идеями салафизма, молодежь, затруднительно просто потому, что лесистой и гористой местности в республике маловато. Хотя на практике экстремисты уже пытались реализовать по северокавказскому сценарию вооруженное бандподполье в закамских районах Татарстана. Еще свежи в памяти события 25 ноября 2010 г., которые навсегда останутся переломными в новейшей истории мусульманской уммы, обозначившими чудовищную ситуацию с результатами проникновения в Татарстан нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама фундаменталистского толка, обучения в зарубежных арабских вузах татарской молодежи, не имеющей базового отечественного мусульманского образования, наличия арабских миссионеров, проповедующих в мечетях республики свои взгляды и т.д. Тогда, к счастью, благодаря успешной работе силовых ведомств удалось ликвидировать вооруженную банду боевиков, как раз планировавших уйти в «лес» в Нурлатском районе Татарстана. Однако неудачный первый опыт тех, кто пытался расширить территорию «газавата» с Кавказа на Поволжье, похоже, что их не остановил в желании продолжить «работу» в деле распространения «чистого ислама» в Татарстане. Теперь есть «Вилаят Идель-Урал» – пока виртуальный проект, но, наверняка, он найдет своих идейных единомышленников среди поволжских салафитов, которые захотят его наполнить реальным содержанием, что, скорее всего, означает появление бандподполья.


Если ознакомиться внимательно с содержанием публикуемых материалов на сайте «идель-уральского вилаята», то становится очевидно, что создан он недавно, заполняется информацией в массе своей далекой от татарстанской проблематики: здесь гораздо больше внимания уделяется событиям на Ближнем Востоке (в основном, арабо-израильскому конфликту) и на Кавказе (в контексте экстремистской деятельности Имарата Кавказ). Все это говорит о том, что администрация сайта, с одной стороны, не местная (как удалось установить, сайт «Идель-Урала» зарегистрирован в США), т.е. модераторы интернет-ресурса просто не владеют ситуацией в Татарстане, по крайней мере, пока; а, с другой стороны, целью данного портала является вписать Татарстан в общий проект по созданию халифата, который ваххабитами видится в глобальном масштабе. Поэтому, казалось бы, события на далеком Ближнем Востоке и не столь близком Северном Кавказе должны перекликаться с тем, что происходит в Татарстане в рамках единого фронта по созданию ваххабитской империи.


Тот факт, что «Вилаят Идель-Урал» перекликается по названию и с нереализованным проектом начала ХХ в., разработанного татарским писателем Гаязом Исхаки, и одновременно с наименованием коллаборационистских вооруженных сил в составе вермахта из числа татарских военнопленных-красноармейцев во время Второй мировой войны («Легион Идель Урал»), не случаен. Цель создателей виртуального «вилаята» очевидна: привлечь на свою сторону местных национал-сепаратистов, которые глубоко в душе грезят надеждами о независимом государстве Идель-Урал. Не исключено, что в ближайшем будущем мы услышим со стороны местной чрезмерно националистически озабоченной публики заявления о поддержке «моджахедов», как это мы слышали после нурлатских событий ноября 2010 г. Именно тогда ряд национал-сепаратистов фактически солидаризировались с закамскими «шахидами». Как отмечала в одной из своих публикаций Яна Амелина, «в перспективе возможно перерождение националистических активистов в моджахедов», что вполне обоснованно: в последние годы наблюдается сращивание отдельной части молодого поколения татарского национального движения с радикально-исламистским. Поэтому использование ваххабитами в наименовании своего «вилаята» националистической символики в виде столь тешащего этносепаратистское самолюбие и греющего душу названия как «Идель-Урал» является очень удачным ходом. Тот факт, что сайт зарегистрирован в США, тоже имеет свою определенную подоплеку. Это не только сделано по причине чисто технической безопасности для администрации интернет-портала, чтобы уберечь его от закрытия российскими спецслужбами, но и, не исключено, для того, чтобы привлечь к более тесному сотрудничеству заокеанских татарских национал-сепаратистов.


Если есть «вилаят», значит, у него должен быть свой «эмир». В ближайшее время, скорее всего, он объявится. Свято место пусто не бывает. «Эмиром» «Вилаята Идель Урал» будет либо местный ваххабит, либо тот, кто сейчас проходит вооруженную и идеологическую подготовку в бандподполье Северного Кавказа, для того, чтобы потом быть засланным в Урало-Поволжье с целью рекрутирования местной, зараженной салафизмом, татарской молодежи в ряды «моджахедов» для начала «джихада» уже в Центральной России.


Но надо понимать, что эффективность противодействия этому ужасному процессу будет зависеть не только от действий государства (очень внушают надежду недавно сказанные президентом Татарстана Рустемом Миннихановым слова о том, что «наша задача сейчас – сохранить наш традиционный ислам, а все экстремистские проявления пресекать» и что «в рамках наших полномочий мы будем вникать в этот вопрос и принимать соответствующие меры»), но и от позиции общества, и самой мусульманской уммы.


Тот же сам глава республики признал катастрофический вред от обучения в зарубежных исламских вузах («В 1990-е гг. огромное количество молодых людей уехали из республики за границу и получили совершенно иное образование, попав под влияние экстремистских течений», – заявил Рустем Минниханов), о чем уже неоднократно говорило традиционное мусульманское духовенство. В итоге, если сейчас учатся в Саудовской Аравии около 120 молодых татар, то нужно понимать всю ситуацию (особенно когда они вернутся на родину) через призму национальной безопасности.


На этом фоне мы видим ту картину, которая разворачивается в Татарстане накануне выборов муфтия республики. Помимо ваххабитской истерики в средствах массовой информации о якобы имеющих место «репрессиях» против мусульман, мы наблюдаем и уже элементы призыва не подчиняться светским властям и светскому государству. На ум, конечно, сразу приходят недавние слова председателя Центрального духовного управления мусульман Талгата Таджуддина в интервью ИА REGNUM, где он цитировал слова пророка Мухаммеда (с.г.в.): «То, что Всевышний не исправил Кораном, он исправит султаном», что означает, по словам главы ЦДУМ, необходимость применения властью в отношении нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама фундаменталистского толка решительных мер, тем более, если уже мы видим, что на салафитских интернет-ресурсах и в социальных сетях мусульманской молодежи навязывается мысль о том, что Россия является «кяферским государством», против которого необходимо вести любыми средствами борьбу.


Все мы являлись не так давно свидетелями, как происходила смена правящего режима в странах Магриба. Схема была стандартной: в пятницу после намаза разгоряченная религиозной проповедью в соответствующем духе толпа народа выходила на площадь и начинала в форме протестного митинга выступать против «произвола властей». Чем это заканчивалось, всем известно: государственным переворотом, зачастую сопровождавшимся кровавыми столкновениями. Арабский Восток по-прежнему лихорадит от этого, и никому непонятно когда эта «перманентная революция» закончится.


Похоже, что в Татарстане напоминающее в чем-то ситуацию на Ближнем Востоке хотят реализовать те, кто любит организовывать пикеты и тому подобные «мероприятия», на которых обычно распространяются дезинформирующие население листовки о «произволе властей в отношении ни в чем не повинных мусульман». Властям Татарстана стоит особенно обратить внимание на запланированные на ближайшие дни действия отдельных субъектов, мечтающих о создании «альтернативных муфтиятов». Как бы по арабскому сценарию, опробованному в странах Магриба, не пошли бы эти митинги и пикеты. Ведь их организаторы (и особенно спонсоры) любят визжать о «репрессиях государства в отношении мусульман».


Вся эта ситуация накануне выборов муфтия, которые пройдут 13 апреля 2011 г., очень показательна: удается четко и конкретно увидеть, кто выступает за какой путь развития мусульманской уммы. Одни – за сохранение и развитие традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и решительное противостояние проникновению в Татарстан религиозного фундаментализма с Северного Кавказа и из-за рубежа, другие – за то, чтобы «со своим братом по вере, трактующим некоторые слова Корана иначе, находить общий язык». С ваххабитами никакого общего языка находить не надо, как и вообще с ними не надо разговаривать (да и о чем с ними можно говорить? О создании халифата на территории России?).


Нельзя исключать, что именно «ваххабитский холдинг» Татарстана примкнет к «Вилаяту Идель-Урал». Не все, конечно, татарстанские салафиты будут готовы уйти в «лес». Все-таки, чтобы взять оружие и быть готовым к смерти, могут не все люди, даже из числа молодежи, которая в силу возраста наиболее «горяча». Однако не стоит исключать того, что ваххабиты Урало-Поволжья, если не своим личным участием в «джихаде», то финансово и морально будут на стороне «идель-ураловцев». А моральная поддержка будет осуществляться путем солидарности в информационном пространстве, в дезавуировании работы официальных институтов мусульманской уммы Татарстана, особенно, если эта работа начнется по пути десалафитизации республики, что уже давно необходимо было осуществить. Иначе, ситуация может в дальнейшем реализоваться именно по северокавказскому сценарию, о чем и мечтают создатели «Вилаята Идель-Урал».


Надо всем прекрасно понять, что там, где появляется ваххабизм, рано или поздно, но обязательно начинает течь кровь. Мы видим, что творится на Северном Кавказе. Там также все начиналось с противостояния традиционалистов и салафитов. Но государство смотрело на это как на внутренние разборки среди мусульманского духовенства. Такая позиция светской власти привела к тому, что салафитизация пошла в геометрической прогрессии, и в итоге все закончилось превращением региона в зону постоянной террористической активности. Если и в Поволжье государство займет такую же позицию стороннего наблюдателя, что и на Северном Кавказе, то планы фундаменталистов реализуются теперь уже и в Центральной России по полной программе.


Раис Равкатович Сулейманов – директор Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований


По материалам Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»






 
Оригинал записи опубликован на блоге Центр Льва Гумилева
LinkReply